Контроллер электромеханического дозатора газа
Внешний вид регулятора холостого хода
РХХ2112 инжекторного автомобиля ВАЗ
показан на рисунке.
Регулятор представляет из себя шаговый мотор,
вращение ротора которого преобразуется с помощью
винтовой пары в возвратно-поступательное
перемещение штока с коническим наконечником.
Амлитуда перемещения составляет 10мм, как показано
ниже на рисунке, и перекрывается за 256 шагов.
Развиваемое усилие - примерно 1кгс при напряжении
питания контроллера, равном 8В. Паспортное значение
развиваемого усилия, при котором гарантируется отсутствие
пропуска шагов - 0.8кгс при напряжении на обмотках
12В.
Ниже приведены основные размеры РХХ2112.
Более красочное описание шагового регулятора
РХХ2112 имеется на
URL:http://future.quarta.ru/icars/vaz/j4-rhh.html
.
Назначение дозатора при работе совместно с контроллером - коррекция отклонения среднего состава газовоздушной топливной смеси от стехиометрического. Управление составом смеси при быстрых изменениях расхода газа (нагрузки двигателя автомобиля) должен обеспечивать редуктор. Быстрым является изменение, происходящее за время, меньшее постоянной времени регулирования контроллера.
2.2. Дозатор на основе конструкции серийного
дозатора голландской фирмы AG ("Автогаз").
На рисунке показан внешний вид дозатора
предлагаемой конструкции.
На рисунке показаны сечения дозатора предлагаемой
конструкции при крайних положениях плунжера, а
также приведены основные размеры.
Цилиндрический упор в нижней части плунжера
предотвращает заклинивание
плунжера в полностью закрытом состоянии.
Плунжер изготовлен из пластичной латуни или аллюминия.
Плунжер крепится на штоке регулятора РХХ2112 путем
завальцовки верхней кромки цилиндрического углубления
в верхней части плунжера. В это углубление, как видно
на сечениях, входит конический наконечник штока регулятора.
Завальцовка выполняется, например, в 3-х местах через 120
градусов.
Коническое углубление, в которое садится вершина
наконечника штока регулятора, необходимо для фиксации
наконечника строго на оси плунжера при завальцовке.
Надежность крепления можно повысить заливкой
объема над наконечником штока после завальцовки.
Немного изменив конструкцию плунжера (добавив внутреннюю
проточку), можно обойтись одной только заливкой, - без
завальцовки. Этот вариант крепления плунжера показан ниже на
рисунке.
Подробнее. Электромеханический дозатор:
эскизы с размерами
2.3. Недостатком конструкции дозатора AG является
жесткое крепление плунжера на штоке шагового
мотора, которое из-за значительной массы
плунжера и присущих автомобилю вибраций
ускоряет износ винтовой пары.
Избавиться от жесткого крепления можно,
добавив шток плунжера и пружину.
На рисунке показан внешний вид дозатора
предлагаемой конструкции.
На рисунке показаны сечения дозатора
при крайних положениях плунжера.
Шток плунжера обеспечивает движение плунжера
без перекосов, а пружина - открывание
плунжера. Дренажное отверстие служит для
предотвращения накапливания
конденсата и грязи в направляющей штока плунжера.
Упомянутые вещества должны, в случае их наличия,
выталкиваться через дренажное отверстие наружу
при перемещениях плунжера, выполняемых контроллером
во время начальной установки.
2.4. Из п. 2.1, с учетом амплитуды перемещения штока РХХ2112
(10мм), следует, что диаметр канала дозатора должен быть равен
20мм. Тогда перекрытие канала наполовину (наибОльшее)
обеспечится полным выдвижением штока шагового мотора.
Можно использовать и мЕньший диаметр канала (как в п.2.2),
но не должно
быть возможным полное перекрытие канала и нижняя часть
плунжера в полностью открытом состоянии не должна
выходить за пределы канала.
Материал корпусов - Д16Т, патрубки - латунные или
аллюминиевые.
Дозаторы монтируются на шланге, соединяющем редуктор со
смесителем, обязательно - шаговым регулятором вверх.
Такое крепление обеспечит виброизоляцию от корпуса
автомобиля и предотвратит загрязнение регулятора.
Контроллер электромеханического дозатора газа